вторник, 29 декабря 2009 г.

[confa] èíòåðåñíîå èíòåðâüþ ñ èíòåðåñíûì ÷åëîâåêîì

Приветствую, Ващенко!

http://pressing.net.ua/pressing/menu/Persons/Interview/38184

Яремченко: «Драка? А я ее разрешу!»

А его прямолинейность и резкость – это, скорее, «фирменные фишки», неотъемлемые штрихи к портрету незаурядного и интересного человека!

Нет кнуту и прянику

Чего уж мудрить? Спрашивать – так спрашивать. Полутона и недомолвки Валерий Яремченко не приемлет. Так что начинаем сразу и начистоту.

– Валерий Иванович, вы знаете, что вас многие боятся…?

– Боятся?!

– Да. У вас репутация человека крайне строгого, непредсказуемого, резкого. Хотя и справедливого. Вы действительно такой или подобного реноме требует работа тренера?

– Не понимаю, боятся в каком смысле? Допустим, дети боятся темноты, взрослые – милицию, бандитов. А я? Я что, какой-то страшила в маске?

– Наверное, дело в том, что никогда нельзя предугадать вашу реакцию…

– (Смеется.) Я не люблю лебезить. Возможно, это и пугает. Многие тренеры стараются подобрать более мягкие слова и выражения, когда высказывают что-то футболисту. А я нет.

– Высказываете все без обиняков?

– Я говорю правду. И вообще не могу представить, чтобы нынешняя молодежь кого-то боялась. Нет, я не хочу сказать, что все такие уж плохие, но у поколения XXI века пропало уважение к старшим. Их же бить нельзя! Никто их и не бьет. Значит, нужно убеждать словом. А речь в пастельных тонах далеко не все понимают, да и не хотят… Футбол ведь состоит не только из техники и тактики. Есть еще много важных вещей, которые нужно донести до их сознания. Дело в том, что у молодых игроков в основном поверхностные понятия о футболе, и это неправильно. Им надо объяснить, направить по верному пути, а не по тому, куда идут игроки среднего уровня – такие команде «Шахтер» не нужны! Да, немногие футболисты, которые заканчивают нашу академию, переходят в основной состав. Это все понимают. Но я хочу растить своих игроков, которые станут ярким примером для остальных, будут соответствовать уровню первой команды… И еще, думаю, подопечные боятся меня, потому что у них много недостатков. Есть за что ругать. А обычно, когда ругаешь, получаешь отрицательную ответную реакцию.

– Легче всего гладить…

– Да, это всем нравится. Но я не приемлю политику кнута и пряника. Не могу сначала гладить, а потом бить. Прежде всего, футбол связан с педагогикой, это составляющая любого коллектива.

Разбушевавшиеся личности

Как и в любом, тем более спортивном, коллективе, в «молодежке» «Шахтера» действуют установленные правила – режим и своего рода кодекс чести футболиста. Тот, кто с этими нормами не считается, покидает коллектив навсегда.

– Валерий Иванович, за какое нарушение футболист моментально вылетит из «дубля»?

– В молодежной команде играют футболисты разных лет рождения, из разных городов Украины. И у них должны сформироваться не только тактико-технические навыки, но и ответственность перед своей командой, они обязаны уважать окружающих. Есть вещи, которые несовместимы с футболом. Например, нарушение спортивного режима. Каким бы перспективным ни был футболист, поблажек ему не будет – у меня требования ко всем одинаковые, любимцев нет. Они это видят и поэтому, как вы говорите, боятся. Сейчас костяк «молодежки» составляют такие себе разбушевавшиеся личности. Их окружает множество соблазнов, которые могут увести от футбола. А тот, кто резко меняет мотивацию, как правило, уходит из большого спорта. Часто спрашивают: почему, будучи маленьким, футболист хорошо играл, показывал результат, а потом после 18 лет куда-то исчез? Да потому что появились другие интересы. Вот тут и нужна психология. Игроков нельзя удержать, их нужно убедить. И я это прекрасно понимаю. Я работал и со старшими футболистами, профессионалами, которые уже сложились как личности – тут такого строгого отношения не должно быть. Но если игрок резерва еще ничего не показал, не достиг, а уже считает себя каким-то особенным, это неправильно. Он не имеет на то никаких оснований.

– Но ведь с излишней жесткостью и строгостью в отношении молодых футболистов, еще не сформировавшихся в личностном плане, можно и переборщить.

– Нынешняя молодежь и жесткая дисциплина?! Да такое невозможно! 10 лет назад молодые люди выбрали Pepsi. Знаете, что это значит? Они бросили учиться, а вместо этого на улице Университетской покупали Pepsi и перепродавали ее на улице Артема! Правда, пока многие торговали, некоторые учились, получали знания.

– Ну а сегодняшняя молодежь что выбрала?

– Я уже даже и не знаю, что для нее вообще представляет ценность. Если большая часть подростков не может на экзаменах набрать хотя бы 124 балла, притом что отсчет начинается от 100? Ну о чем можно говорить... За время учебы в школе, даже если вообще ничего не записывать, а просто воспринимать на слух, – и то можно сдать! Но не у всех даже это получается… А «Шахтер»? Для многих подростков это возможность найти себя, стать профессионалом. У нас хорошо кормят, лечат, качественно учат играть в футбол, всячески опекают. Только наши футболисты почему-то не делают так, как от них требуется. Менталитет у нас такой. В Швейцарии, я знаю, шампунем моют асфальт. Но только в той стране, где скажут человеку мыть, там он и будет это делать. У нас же возьмет шампунь и перейдет на другое место – где чисто! Так что психологически сломать новое поколение даже теоретически невозможно.

– А вы не пытались убедить своих подопечных в необходимости, допустим, изучения иностранных языков?

– Я же тренер по футболу, а не учитель общеобразовательной школы. Скажу так: в свое время мои бывшие ученики 1971 года рождения, а ныне тренеры – Попов, Ковалев – каждый день в 7.30 уже были у меня на тренировке. А потом снова приходили к 15.00. Все 24 человека! Я не знаю, где они проводили остальное время, но директор общеобразовательной школы, в которой они учились, тоже обращалась ко мне – просила на них повлиять, чтобы они занялись учебой. А почему я должен это делать?

– Потому что вы – авторитетный человек.

– Авторитет не дается по блату. Оценка тренера – это результат, который показывают его воспитанники. Знаете, чем наше общество отличается от, допустим, других стран? Там говорят – и делают. А у нас только говорят, советуют, учат. Но ничего не меняется. Лучше б вообще ничего не говорили, но делали! Вот за это я уважаю Рината Ахметова. Говорю не для того, чтобы просто что-то хорошее сказать. Я с ним очень давно знаком. Бывали разные периоды в наших взаимоотношениях – дружеские и не очень, сложные, легкие… Но я знаю, что это принципиальный человек. Зачастую он не говорит, а делает. И только потом может сказать. Поэтому оценку деятельности человека дает конечный результат. И если сейчас поколению молодых футболистов не заложить знания, которые им потом в жизни пригодятся, они никогда не станут игроками высокого уровня. Именно поэтому без жесткости нельзя.

Когда начинаются истинные жены

Каждый тренер рано или поздно прибегает к помощи психологии – пользуется ее наработками. Работает-то он не с роботами, а с живыми людьми. И умение тонко чувствовать ситуацию здесь более чем важно.

– С какими еще проблемами вы столкнулись, работая с «дублем»?

– С неуважительным отношением не только друг к другу, но и к старшим. Тот, кто в этом возрасте способен обмануть собственных родителей, потом точно не будет им помогать.

– Но ведь приятные стороны вашей работы тоже есть?

– Конечно, есть. Все мои воспитанники хотят играть. Хотя этого мало, тут важна дисциплина. Они должны развивать в себе качества и способности, за которые их потом будут покупать другие команды. А тот, кто собирается просто играть в футбол, никому не нужен. Сколько сейчас в мире обычных футболистов? Миллионы! А хорошие контракты подписывают единицы. Поэтому задача всего нашего тренерского штаба, и моя в том числе, – сделать так, чтобы молодые футболисты прочувствовали требования команд высшего дивизиона: осознали, какой уровень игры требуется, научились жить в коллективе. Многие спрашивают: почему нет психолога в команде? А смысл?

– Функции психолога должен выполнять тренер?

– На самом деле мало найдется наставников, которые качественно проводят учебно-тренировочную работу. Большинство из них абстрагируется от коллектива. Таких много, особенно за рубежом – и я знаю их. А в нашем деле нужно реагировать мгновенно. Не будешь же каждый раз вызывать психолога и советоваться! Это, наверное, еще одна причина того, почему меня боятся. За что ж еще? Я ведь не хожу с палкой и не бью за провинности. А что касается футболистов, то они быстро раскрываются: их сразу видно по отношению к тренировкам, к товарищам по команде. Со временем они без слов начинают понимать друг друга.

– Вы сказали об опасности отсутствия мотивации. Хорошо, допустим, ваш подопечный влюбился. Естественно, роман может отвлечь его от футбола. Какова ваша реакция? С одной стороны, вы тренер, заинтересованный в результате, с другой – тоже человек, тоже мужчина, сами через это проходили и должны понять игрока…

– (Смеется) Это жизнь. И вопрос на самом деле не такой простой, как может кому-то показаться. Наши молодые футболисты – в том возрасте, когда формируется психика человека. Кроме того, законы физиологии никто не отменял. Нельзя человеку запретить испытывать какие-то чувства. Но я не думаю, что свидания будут кому-то мешать. Если, конечно, это нормальные отношения и игрок находит время, чтобы отдохнуть и восстановиться. Так что бегать на свидания никто никому не запрещает. У нас же не армия! Тренер не должен вмешиваться в личную жизнь своих подопечных. Прежде всего, самому игроку надо разобраться, кто он – футболист или влюбленный парень?

– А можно совмещать любовь и футбол?

– Элементарно! Футболист может влюбляться, жениться, иметь кучу детей. И это совершенно не будет мешать карьере. Наоборот, игрок, у которого есть семья, более дисциплинирован, потому что на нем лежит ответственность. Другое дело, если ему 18 лет и дискотеки стали важнее футбола. Хотя это тоже его право. Мои футболисты знают, что я это разрешаю. Но только, когда танцы не на первом месте. Они должны понимать: чтобы ходить в ночной клуб, нужно зарабатывать деньги. И сделать это можно, занимаясь любимым делом – футболом. Если нет, тогда его место у станка или где-то еще, но не в спорте. Но свой путь они вправе выбирать сами. И диктовать тут нельзя.

– Главное – что вы не ставите ультиматум: или футбол, или любовь.

– Нет, такого в мире давно нет. Когда я играл в футбол, этого уже не было. Да, я знаю и знал многих игроков, которых физиология тащит на любовный одр! И это мешает футболу. Но он сам должен решить, какую часть себя отдать спорту, а какую – жене.

– В свое время вы тоже стояли перед таким выбором?

– Да глупости! Жена не мешает футболу. Вообще, настоящая жена футболиста знаете какая? Не та, с которой он расписался, будучи игроком, а та, которая остается с ним, когда он заканчивает карьеру!

– А как же супруга действующего футболиста?

– Она просто использует его как главного финансиста. Истинные жены начинаются после того, как футбол заканчивается. Это прописная истина, которую знают все игроки. Женщина, которая по-настоящему любит, не бросит тебя и в трудную минуту. Футболист, у которого были и деньги, и слава, заканчивая играть, психологически страдает. Он теряет свою профессию, причем в молодом возрасте, в самом расцвете сил. Найти другую работу очень сложно. Не все же становятся тренерами. И в этот трудный момент, когда парня нужно поддержать, начинается испытание для двух молодых людей. Увы, нередко жены уходят. Остаются только настоящие – верные и преданные, с ними потом легко идти по жизни.

Защитить тренера

В самый разгар нашей беседы у Валерия Яремченко зазвонила мобилка. Кабинет заполнился красивой, мягкой мелодией – признаться, довольно неожиданной в этом царстве футбола, скорости, динамики и силы.

– Вот интересно, Валерий Иванович. Вы такой строгий, бескомпромиссный тренер, а мелодия-то у вас на телефоне очень даже романтическая…

– Да? (смеется) Это музыка из «Крестного отца». Просто нравится.

– Говорят, что внешне жесткие люди зачастую в душе оказываются тонкими и чувствительными натурами. Вы с этим согласны?

– Главное – быть справедливым. Бывает, тренер тоже делает ошибки, потому что не всегда на принятие решений есть достаточно времени. А диагноз нужно ставить мгновенно. Это сложно. Ошибаются судьи, ошибаются тренеры, ошибаются футболисты. Правда, наставник не может сказать подопечному: «Ой, я неправильно сделал, в следующий раз исправлюсь». В это никто не поверит. Но извиняться тренер должен только в том случае, если он унизил игрока как личность. Есть работа, а есть взаимоотношения людей. Если ты высказываешь недовольство чьей-то работой, это нормально. Но оскорблять футболистов недопустимо. Каким бы ни был игрок, он такая же личность, как и тренер: так же родился, так же будет жить, любить, умирать. Все люди одинаковые. А что касается требований, то тренер всегда будет диктатором.

– Ваше мнение: футбол – это больше работа или любимое дело?

– Раньше, в советское время, считалось, что это игра. Но ведь она связана с огромными физическими, энергетическими затратами. Поэтому, наверное, все-таки ближе к работе. И футбол назван профессиональным, потому что он предполагает профессиональное выполнение каких-то элементов. Задача – не получать много денег, а качественно делать свою работу. Игроки, которые проводили в футболе много лет, живя в Советском союзе, фактически существовали в капиталистических условиях – все время была конкуренция! Так вырабатывалось качество. Их могли сбросить с конвейера в любой момент. То же самое происходит и в последнее время. Футболистам легче, они защищены контрактами, как и зарубежные тренеры. А из тех наставников, которые работали в советское время, теперь только единицы сумели заключить контракты. Большинство же не имеет ни финансовой, ни психологической защиты. Последнее особенно важно. Потому что любой тренер, теряющий работу, терпит фиаско. И получает при этом оценку не того человека, который его уволил, а негативную оценку общества, порой совершенно незаслуженную. Даже при хорошей финансовой компенсации он все равно теряет психологически. Увольнение ранит любого тренера.

– Какая самая распространенная ошибка в тренерском ремесле?

– Единственная профессиональная ошибка наставника может заключаться в том, что он чего-то требует от игрока и правильно требует, а тот не может этого сделать. Просто не может физически! Но это не значит, что игрок – плохой человек. Возможно, он плохой футболист, но не человек!

– И что делать в ситуации, когда ваш подопечный не может прыгнуть выше головы?

– Есть два варианта: или до конца его напрягать и издеваться, или просто разойтись с ним в профессиональном плане. По второй схеме поступает сейчас абсолютное большинство тренеров. Я был в «Манчестере», хорошо знаю Фергюсона. Там не ругаются с футболистами, там все смеются, отлично друг к другу относятся. Но если игрок не выполняет то, что от него требуется, Фергюсон говорит ему: «Это не твой час. Твое время – через 5, 10 лет». И всё – они расходятся. А у нас? Мы все-таки воспитанники советской школы – и неплохой, между прочим. Я уже говорил: мы советуем, доказываем, объясняем – короче, постоянно кого-то обучаем. Правильно у нас страну называли – Страна Советов. Мы весь мир учили, как надо жить. Только сами ни хрена не делали! Даже элементарно туалетов до сих пор не построили в нужном количестве.

– Учитывая возраст основных игроков «молодежки», могу предположить, что вам нередко приходится общаться с их родителями. Вы не против их участия в решении проблем или считаете, что ваши футболисты уже достаточно взрослые для этого?

– Я за то, чтобы родители активно участвовали в этом процессе. А то футболисты у нас стали слишком самостоятельными, о чем родители даже не подозревают. Был у меня один подопечный, так его мама звонила мне каждый день!

– Вы работаете в мужском, более того, совсем молодом коллективе. Не исключено, что могут вспыхивать ссоры, конфликты, драки. Как вы поступаете в таких ситуациях?

– Драка? А я ее разрешу! Если увижу, что тот футболист, который прав, физически сильнее, не стану им мешать разбираться между собой. А вот если справедливость будет на стороне более слабого, я его защищу – просто вмешаюсь и остановлю драку. Понимаете, тренер живет в коллективе, он сталкивается со многими сторонами жизни своих подопечных, не только футбольными. Он видит, как игроки оценивают и реагируют на те или иные поступки, как сами себя ведут. Бывают случаи, когда ребятам нужна элементарная человеческая поддержка, если у них что-то случилось. А иногда и тренеру необходима психологическая помощь. И ничего предосудительного в этом нет. Все мы живые люди и всем хочется искреннего человеческого общения.
shakhtar.com

--
Удачи! Серж.

------------------------------------

>====================================================================<
феретш чнеуфп тбуущмлй х обу вмпз:
http://ukrfootball.blogspot.com
пФОЩОЕ ЧУЕ УБНЩЕ ЙОФЕТЕУОЩЕ НОЕОЙС Й ПФЮЕФЩ ЛПОЖЩ
ОБ РТПУФПТБИ ЙОФЕТОЕФБ!
>====================================================================<
рПУМБФШ УППВЭЕОЙЕ: <ukrfootball@yahoogroups.com>
оБЛБФБФШ РЙУШНП НПДЕТБФПТХ: <ukrfootball-owner@yahoogroups.com>
пФРЙУЛБ: <ukrfootball-unsubscribe@yahoogroups.com>
HUEFA-subscribe@yahoogroups.com - рПДРЙУБФШУС ОБ мЙЗХ рТПЗОПЪПЧ!
>====================================================================< Yahoo! Groups Links

<*> To visit your group on the web, go to:
http://groups.yahoo.com/group/ukrfootball/

<*> Your email settings:
Individual Email | Traditional

<*> To change settings online go to:
http://groups.yahoo.com/group/ukrfootball/join
(Yahoo! ID required)

<*> To change settings via email:
ukrfootball-digest@yahoogroups.com
ukrfootball-fullfeatured@yahoogroups.com

<*> To unsubscribe from this group, send an email to:
ukrfootball-unsubscribe@yahoogroups.com

<*> Your use of Yahoo! Groups is subject to:
http://docs.yahoo.com/info/terms/

Комментариев нет: